Представители индустрии отреагировали на инициативу Банка России, который 20 января предложил ввести полный запрет на выпуск, обращение, обмен и добычу цифровых активов
20 января Банк России выпустил доклад для общественных обсуждений, в котором предложил ввести на территории России запрет на выпуск, обращение и обмен криптовалют, а также на организацию этих операций. Регулятор также считает необходимым запретить майнинг цифровых активов и начать мониторить вложения россиян в криптовалюту на зарубежных торговых платформах.
Запрет криптовалюты в России: насколько это реально и к чему готовиться
Представители российского сегмента рынка майнинга отреагировали на инициативу ЦБ и объяснили свою позицию по данному вопросу.
«Инвесторы задумались о продаже»
Сооснователь блокчейн-компании ENCRY Foundation Роман Некрасов
Регулятор выступил с предложением запретить майнинг, хотя несколько предыдущих лет российские власти явно давали сигналы о готовности легализовать майнинг, разрешали ввоз оборудования. Инвесторы вкладывались в предприятия в России с расчетом на длительное пребывание в этой стране и плодотворную работу. Пытались действовать в рамках закона: честно платили за электричество, не скрывали, чем занимаются. И вдруг разом их пытаются выставить чуть ли не главными врагами, из-за которых и финансовая нестабильность, и экологические проблемы, и уход от налогов. В общем не предприниматели, а злостные нарушители всего, чего только можно. Но это не так.
О релокации оборудования в другие юрисдикции пока речи не идет. Потому что пока нет ясности, будет ли запрет принят, и если да, то в каком виде. Но зарубежные инвесторы задумались о продаже своего оборудования, которое размещено на российских площадках. Те проекты, которые привлекали азиатских инвесторов и инвесторов из других регионов, сейчас столкнутся со спадом спроса: никто не готов вкладываться в майнинговые предприятия, если нет уверенности хотя бы на пару лет вперед.
Операции с криптовалютой запретить могут, это вполне реальный сценарий. А вот с майнингом — надеюсь, этого не случится. В этой нише у России большие перспективы, очень хорошие условия и вместо того, чтобы запрещать, стоит подумать над тем, как получить от развития этой отрасли пользу и бизнесу, и государству.
«Инновационный и высокотехнологичный сектор»
CEO международной майнинг-компании EMCD Михаэль Джерлис
Мы взаимодействуем со всеми участниками рынка. Есть надежда, что релокация не потребуется. Сейчас на территории России находится около 11% мощности добычи биткоина, у американцев — более 35%. Не думаю, что в правительстве много желающих отдать США долю рынка (хешрейта), налоги, рабочие места. Тем более, криптовалюта может использоваться государством для решения задач по внешней торговле в обход санкций.
ЦБ уже не впервые критикует криптовалюту. Одна из основных задач Центробанка — поддерживать финансовую стабильность. Но позиция государства формируется с учетом мнения всех участников. Я напомню, что майнинг в конце прошлого года предлагали официально признать предпринимательской деятельностью и Минэкономразвития, и Минэнерго, и Госдума. Речь идет об инновационном, высокотехнологичном секторе, за которым будущее и в котором у России наработаны огромные компетенции. Одна из наших задач сейчас — объяснить государству, как можно регулировать эту сферу, не препятствуя развитию.
Я бы предложил обратить внимание на опыт Индии, где с 2018 до 2020 года тоже действовал запрет на работу с криптовалютой для банков и других финансовых организаций. Но в 2020 году этот запрет был аннулирован Верховным судом. Власти разобрались в теме и поняли, что криптовалюту проще регулировать: запретом ничего не добьешься. Надеюсь, России не придется повторять чужие ошибки.
«Мощный приток инвестиций»
Основатель и генеральный директор майнинг-компании BitRiver Игорь Рунец
Сейчас в России, по оценке BitRiver, майнингом одного лишь биткоина занимаются около 300 тыс. физических и юридических лиц. При этом совокупная усредненная выручка российских майнеров биткоина в год составляет порядка $1,5 млрд. Еще порядка $2,5 млрд в год зарабатывают майнеры других криптовалют (Ethereum, Monero и иные). Таким образом, если взимать с криптовалютных операций при переводе в фиатные средства налог на прибыль или НДФЛ, то в консолидированный бюджет России будет в среднем ежегодно поступать более 50 млрд руб. в виде доходов. И это только на первом этапе.
Кроме того, рациональное и сбалансированное регулирование цифровых валют и иных цифровых финансовых активов помимо функции пополнения бюджета обеспечит повышение качества жизни населения и рост экономики страны в целом.
Если криптовалюты в России будут иметь свое специализированное законодательство, это вызовет дополнительный мощный приток российских и иностранных инвестиций в Россию в развитие бизнеса центров обработки данных (ЦОД) с энергоемкими вычислениями, в проекты финтеха, в перспективе в российское оборудование для ЦОД на сумму свыше 100 млрд руб. в год только на первых этапах.
В этой связи BitRiver и все субъекты российской отрасли цифровых валют надеются, что Банк России и силовые структуры страны не будут устанавливать и инициировать запреты на операции с криптовалютами в России и продолжат выстраивать конструктивный диалог с участниками рынка. У России сегодня есть реальная возможность стать мировым лидером в области цифровых финансовых технологий.
«Решение принимает не ЦБ»
Джахон Хабилов, CEO майнинг-пула Sigmapool
ЦБ может выступить с законодательной инициативой, но решение принимает парламент, в виде поправок в закон или принятия нового законопроекта, который должен пройти Госдуму, Совет Федерации, а дальше уже окончательное решение за президентом России.
Нужно понимать, что майнинговое оборудование сейчас в большом дефиците, и этот дефицит будет лишь увеличиваться. Большой спрос на такое оборудование сейчас предъявляют компании в Северной Америке, которые инвестируют в него сотни миллионов долларов, а доля этого региона в майнинге биткоина продолжает активно расти.
ЦБ — один из тех, кто имеет важное значение в принятии регулирования. Однако есть еще позиции правительства, парламента, администрации президента. Отношение к криптовалютам еще формируется, так как это сфера пластичная и быстро меняющаяся.