Юрий Припачкин заявил, что с точки зрения регулирования криптоиндустрии в Российской Федерации за последние четыре года не сделано «ровно ничего», чтобы вывести из тени отечественный сегмент этого рынка
Президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекста и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин раскритиковал действия регулирующих органов РФ в области криптоиндустрии. По его мнению, они до сих пор носят «половинчатый характер» и никак не нацелены на системное решение государственной политики в области цифровых активов.
В беседе с «РБК-Крипто» Припачкин напомнил о поручении президента России Владимира Путина от 21 октября 2017 года, в котором глава государства поручил внести в законодательство изменения, направленные на определение понятий и статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере до 1 июля 2018 года. Глава РАКИБ отметил, что поручение было дано Путиным, когда капитализация рынка цифровых активов составляла около $200 млрд. Спустя четыре года капитализация крипторынка превысила $2,7 трлн (рост на 1250%).
«Однако, с точки зрения регулирования криптоиндустрии в Российской Федерации, по мнению ее профессиональных представителей, не сделано ровно ничего, чтобы вывести из тени отечественный сегмент этого рынка (составляющий более 10% от мирового), с оборотами, сопоставимыми с годовым доходом федерального бюджета ($270 млрд)», — отметил Припачкин.
По словам Припачкина, с одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована, с другой — правила ее выпуска и обращения не определены. При этом понятие «смарт-контракт», которое является ключевым, до сих пор не упоминается ни в принятых законах, на в законопроектах, находящихся на рассмотрении в законодательных органах.
Закон о цифровых финансовых активах, несмотря на отсутствие прямого запрета на майнинг, этот вид деятельности никак не определяет. В то же время, до сих пор никак не обозначены ни требования, ни порядок регистрации хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность, ни порядок их налогообложения, подчеркнул Припачкин.
«По остальным пунктам поручения президента также отсутствуют позитивные для цифровой индустрии результаты. Несмотря на сформированную в 2018 году регулятивную «песочницу», из-за непримиримой позиции Банка России к криптовалютам, ни один проект в области публичного блокчейна, поданный на тестирование, не получил одобрения со стороны главного финансового регулятора страны», — добавил он.
Российские пользователи, из-за «медлительности и непрозрачности» текущего законодательства в области криптовалютного регулирования, вынуждены оборачивать ресурсы вне национальной экономики в размерах, эквивалентных $250 млрд (~18 трлн руб.), что сопоставимо с суммой доходов всего федерального бюджета России за весь 2020 год (20 трлн руб.), отметил глава РАКИБ.
21 октября позицию Банка России в отношении цифровых активов раскритиковал российский миллиардер Олег Дерипаска. По его мнению, ЦБ якобы «инфантильно закрывает глаза на растущий рынок криптовалют».
В январе текущего года вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах». Он дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в стране для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама платежей цифровыми деньгами. В середине сентября Банк России сообщал, что планирует расширить запрет на использование криптовалют.